147. ТЕРРАКОТЫ ИЗ ФАНАГОРИИ

Скрыть отдельные предметы

Фигурные сосуды составляют среди терракот особую группу. Они создавались с помощью разъемных форм в гончарных мастерских. Тулово вазы могло быть исполнено в виде головы или фигуры как человека, так и животного. К фигурному тулову присоединяли венчик, изготовленный на гончарном круге, и ручки, характерные для ойнохой, лекифов, канфаров и ритонов.

Видимо, фрагментом фигурного сосуда является замечательная головка сатира, найденная в Фанагории (№147.1). Жесткие пряди волос торчат в разные стороны и спускаются сзади на шею. Кустистые, сросшиеся на переносице брови приподняты, образуя на лбу глубокие дугообразные складки. Глаза широко раскрыты, с устремленным вверх взглядом, зрачки пробуравлены; ноздри широкого вздернутого носа раздуваются. Большой рот с довольно толстыми губами раскрыт в улыбке, обнажая ряд ровных зубов. На щеках и подбородке – ямочки.

 Фигурный сосуд с изображением сатира с винным мехом. Малая Азия. III в. до н.э. Каирский музей, Каир // Прорисовка по фотографии: Фармаковский, 1912. Табл. II, рис. 2Несколько выше затылка сатира проделано небольшое отверстие овальной формы, позволяющее предположить, что перед нами часть фигурной вазы. Наиболее близкие аналогии, происходящие из Керчи и Александрии, изображают сидящего молодого сатира, опирающегося на винный мех1. Чтобы вино лилось тонкой струйкой, персонаж обеими руками крепко сжимает его устье (рис. 49). Судя по небольшим размерам, сосуд был предназначен для хранения благовоний или масел. Отверстие на макушке сатира служило для более удобного заполнения флакона.

Изображения персонажей фиаса Диониса – сатиров и силенов, сидящих в обнимку с винным мехом, появляются в архаике и получают широкое распространение в период эллинизма. Тип безбородого сатира с грубоватыми, «простонародными» чертами лица прослежен в греческом искусстве начиная со второй половины IV в. до н.э., например, по пантикапейским монетам. При этом пластический характер лепки головы, посадка глаз, затемненных нависающими надбровными дугами, сближает рассматриваемую терракоту с ранними произведениями пергамской школы. Так, пропорции и черты лица, трактовка прически находят аналогии в скульптурной группе побежденных галлов второй половины III в. до н.э. Судя по всему, рассматриваемый образ появился под влиянием произведений монументальной скульптуры (вероятнее всего, украшения фонтана) в одном из городов Малой Азии.

В эллинистический период заметно повышается качество и фанагорийского производства. Произведением местного коропласта является форма для изготовления рельефного сосуда с изображением сирены (№ 147.2). Она представлена стоящей в полный рост, строго фронтально, с кифарой в левой руке и плектроном в правой. У сирены округлое широкое лицо с большим носом, полными губами и массивным подбородком; волосы, разделенные прямым пробором, двумя валиками обрамляют высокий лоб, придавая ему треугольные очертания. На голове у нее – калаф, на шее – ожерелье, на правой руке – браслет, в ушах – серьги с длинными подвесками. Обнаженный торс перекрещен перевязью с небольшим медальоном в центре. Перья верхней части больших крыльев, а также на ногах переданы мелкими округлыми штрихами, в то время как маховые перья крыльев и хвост исполнены длинными прямыми линиями. У ног сирены вьются растительные побеги. Поле с фигурой обрамлено орнаментами: плетенки вверху и жемчужника – внизу. Широкоскулое лицо и массивные тяжелые формы тела выдают местный этнический тип, характерный для жителей Боспора, который неоднократно встречается в произведениях местных мастеров.

Скорее всего, фанагорийская форма с изображением сирены служила для оттиска рельефного украшения небольшого сосуда, возможно арибаллического лекифа. Подобные фигурные лекифы были популярны на Боспоре в IV в. до н.э. Не исключено, что они имели погребальное назначение, тем более что образ сирены издревле был связан с хтоническим культом. Известен целый ряд аттических надгробий IV в. до н.э., на акротериях которых изображена сирена в позе, напоминающей позу фанагорийской фигуры.

Тщательность исполнения и тонкость в отделке деталей позволяют отнести форму к лучшим памятникам боспорского искусства времени его расцвета – второй половины IV в. до н.э.

Т.А. Ильина

С.И. Финогенова


________________

1 Фармаковский, 1912. Табл. И, рис. 1–6; ОАК зa 1901. С. 136–137, рис. 242.

Сайты Музея